Т р е л ё в к о й называется перемещение деревьев, хлыстов или сортиментов от места валки до лесопогрузочного пункта. Необходимость этой операции очевидна, так как лесовозным автомобилям или узкоколейным транспортом нельзя взять древесину непосредственно на лесосеке, её предварительно необходимо собрать.
Трелёвка является транспортной операцией. Но она резко отличается от других видов транспортных операций. В связи с тем, что трелёвочные средства перемещаются по обширной территории и работают на одной лесосеке в течение короткого времени, капитальные затраты на устройство пути не делаются. Трелёвка производится в исключительно трудных условиях при полном бездорожье, на любых грунтах летом или по заснеженной целине зимой, с преодолением многочисленных препятствий в виде пней, валежника, валунов и т.д.
Благодаря трелёвке достигается концентрация древесины в определённых местах у лесовозных дорог, что позволяет применить в лесу современные технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев.
Существуют различные средства и способы трелевки.
Их классифицируют следующим образом:
– по виду трелёвки - за комли, за вершины;
– по техническим средствам - гусеничные тракторы, колёсные тракторы, канатные установки, технически возможна трелёвка вертолётами, в редких случаях трелёвка производится лошадями;
– по способу формирования пачки - чокерная, бесчокерная
– по характеру перемещения груза - волоком, в полупогружённом, полуподвешенном, погружённом и подвешенном состоянии.
Различие в видах трелёвочных средств вызвано большим разнообразием производственных условий, в которых производятся лесозаготовки.
Основным трелевочным механизмом является трактор.
Главным требованием к трелёвочным тракторам является проходимость, которая должна обеспечивать работу трактора практически на любых лесных грунтах с преодолением обычных для условий лесосеки препятствий: пней, валежника, микронеровностей, валунов, болотистой местности и т.д.
Трелёвочные тракторы оснащаются специальным оборудованием. Кабина трактора выносится обычно верёд или размещается в средней части, что необходимо для установки на тракторе технологического оборудования и размещения конца трелюемой пачки.
В настоящее время применяются несколько разновидностей технологического оборудования. Оно разделяется на две принципиально различные группы: оборудование для бесчокерной, т.е. полностью механизированной трелёвки и оборудование для чокерной трелёвки, при которой применяется ручной труд. Технологическое оборудование для бесчокерной трелёвки подразделяется в свою очередь на две подгруппы: для поштучного формирования пачки (гидроманипуляторы, зажимные коники, трососъёмники, погрузочные рычаги, платформы) и для трелёвки заранее подготовленной пачки (пачковые захваты).
Трелёвка является транспортной операцией. Но она резко отличается от других видов транспортных операций. В связи с тем, что трелёвочные средства перемещаются по обширной территории и работают на одной лесосеке в течение короткого времени, капитальные затраты на устройство пути не делаются. Трелёвка производится в исключительно трудных условиях при полном бездорожье, на любых грунтах летом или по заснеженной целине зимой, с преодолением многочисленных препятствий в виде пней, валежника, валунов и т.д.
Благодаря трелёвке достигается концентрация древесины в определённых местах у лесовозных дорог, что позволяет применить в лесу современные технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев.
Существуют различные средства и способы трелевки.
Их классифицируют следующим образом:
– по виду трелёвки - за комли, за вершины;
– по техническим средствам - гусеничные тракторы, колёсные тракторы, канатные установки, технически возможна трелёвка вертолётами, в редких случаях трелёвка производится лошадями;
– по способу формирования пачки - чокерная, бесчокерная
– по характеру перемещения груза - волоком, в полупогружённом, полуподвешенном, погружённом и подвешенном состоянии.
Различие в видах трелёвочных средств вызвано большим разнообразием производственных условий, в которых производятся лесозаготовки.
Основным трелевочным механизмом является трактор.
Главным требованием к трелёвочным тракторам является проходимость, которая должна обеспечивать работу трактора практически на любых лесных грунтах с преодолением обычных для условий лесосеки препятствий: пней, валежника, микронеровностей, валунов, болотистой местности и т.д.
Трелёвочные тракторы оснащаются специальным оборудованием. Кабина трактора выносится обычно верёд или размещается в средней части, что необходимо для установки на тракторе технологического оборудования и размещения конца трелюемой пачки.
В настоящее время применяются несколько разновидностей технологического оборудования. Оно разделяется на две принципиально различные группы: оборудование для бесчокерной, т.е. полностью механизированной трелёвки и оборудование для чокерной трелёвки, при которой применяется ручной труд. Технологическое оборудование для бесчокерной трелёвки подразделяется в свою очередь на две подгруппы: для поштучного формирования пачки (гидроманипуляторы, зажимные коники, трососъёмники, погрузочные рычаги, платформы) и для трелёвки заранее подготовленной пачки (пачковые захваты).
.........................................................................................................................................................................................................